О композиции. Часть 3

kompoz3 300x217 О композиции. Часть 3

Правило трех третей

Правило трех третей.

Правило трех третей немного проще. Здесь используется та же сетка, что и в золотом сечении, но пространство делится на девять равных частей. Линии и точки их пересечения называются «зрительными центрами» и являются оптимальными местами расположения объектов.

Считается, что это правило работает всегда, потому что человеческий глаз смотрит в точку, находящуюся на высоте, равной примерно двум третям высоты картины. Согласно этому принципу, основные предметы должны находиться на удалении от центра – это сделает композицию более уравновешенной.

Используя правило третей при изображении пейзажа, вы максимально задействуете передний и задний планы, а сама композиция будет эффективнее.

Если совместить линию горизонта и верхнюю линию сетки, останется достаточно много места для переднего плана. Перенеся же горизонт к нижней линии, можно открыть пространство для изображения эффективного  неба.

Другие правила композиции.

Как только художники начали работать с композицией осознанно, тут же появилось несчетное  количество всевозможных правил.

Существует чуть более сложное, но также интересное правило диагонали.

На листе рисуются два квадрата, у каждого из которых одна из граней совпадает с одним из меньших краев листа и равна длине этого края. В каждом из этих квадратов поводятся диагональные линии. Самые важные элементы должны находиться именно на них.

Можно ограничиться и одной диагональю- простые диагональные линии, не параллельные раме или краю картины, вносят в работу динамику. Их можно подчеркивать композиционно как угодно, но одна из линий всегда должна выделяться и доминировать над остальными.

При использовании диагональной композиции лучше размещать элементы по обе стороны основной диагонали – объекты, скученные по одну сторону линии, делают работу неуравновешенной и пустой.

В композиции существуют две основные диагонали: спускающаяся из левого верхнего угла в правый верхний. Первая, нисходящая, делает работу более динамичной, живой, стремительной. Восходящая, напротив, придает произведению спокойствие, умиротворенность.

Секрет этого воздействия достаточно прост: в большинстве культурных традиций человек читает слева на право и сверху вниз, поэтому глаз автоматически скользит вниз и вправо.

Независимо от того, какой тип композиции был выбран для работы, важно не дать взгляду зрителя выйти за пределы картины. Если на рисунке есть дорога, река или что-нибудь подобное, нужно стараться сделать так, чтобы они переходили в линию горизонта или скрывались за любым другим объектом на рисунке, а не упирались в рамку.

Рекомендую.  О правилах композиции:

В. Кандинский: «Точка и линия на плоскости»

О.Голубева «Основы композиции»

Похожие записи

Запись опубликована в рубрике Живопись, Композиция, Основа живописи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *