История пастели

bassano 219x300 История пастели

Якопо Бассано. Старик, смотрящий в небо

В качестве самостоятельного живописного средства пастель получила широкое распространение в 18 веке. Мастера пастели 16-17 веков работали в традициях чистого рисунка.

Сама мягкая пастель была изобретена в начале 16 века заурядным французским художником Жаном Паррелем для быстрых зарисовок военной компании Людовика Х11 в Северной Италии.

Новый сухой художественный материал был высоко оценен Леонардо да Винчи (1452-1519), который использовал пастель для набросков. Современные художники, работающие в этой технике, имеют гораздо более богатую цветовую палитру.

От мела к пастели.

Метод рисования, популярный в 17-18 веках, базировался на «технике трех мелков», включающий использование черного мела, сангины (красного  мела) и белил, которыми работали на тонированной основе.

Портреты и наброски, традиционно исполняемые этими тремя мелками, постепенно стали дополняться пастелью. Около 1665 года французский художник Шарль Лебрен написал пастелью торжественный портрет Людовика Х!V, скрепив тем самым новое художественное средство печатью королевского благоволения.

rozalbo 150x150 История пастели

Розальба Каррьера. Портрет девушки

Первым мастером, работающим исключительно в технике пастели, стала знаменитая венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1758). Перейдя от раскрашивания табакерок к созданию пастельных портретов, она стала очень популярной в Италии и Франции.

Пастельные портреты знатных дам в ее исполнении отличались удивительной утонченностью. Художница им ела огромный успех и получала заказы на портреты пастелью со всей Европы. Только в 1720 году, приехав в Париж, она создала за год, как считается, не менее пятидесяти портретов.

К тому времени в Париже стараниям и французского художника Жозефа Вивиана (1657-1735) пастель была утверждена в качестве художественного средства для создания портретов, но именно Розальба Каррьера оказала влияние на развитие портретного жанра в этой технике.

Слава художницы не утихла даже много лет спустя после ее смерти. В результате к 1780 году в Париже работало уже более 2500 художников-пастелистов.

Кантен де Латур

В 18 веке наиболее известными авторами пастельных портретов были французкие художники Морис Кантен де Латур (1704-1788) и Жан Батист Перроно (1715-1783).Обратившийся к пастели вслед за Каррьерой, Латур довел возможности этого художественного средства до совершенства. Его психологические портреты отличаются проницательностью и одухотворенностью. Преданность своему делу сделала его манеру академической, а по его работам можно изучать пастельную технику во всех ее проявлениях.

Импрессионизм

kasset 150x150 История пастели

Мари Кэссет.Спящий ребенок

Приход импрессионизма ознаменовал новую эру в истории живописи. Художники сделали эстетически значимой современную жизнь во всех ее проявлениях, а также экспериментировали с цветом, запечатлевая все его изменения под влиянием подвижной световоздушной среды.

Пастель оказалась средством, идеально отвечающим стремлением импрессионистов к прозрачности цвета и передачи свежести первого впечатления.

Эжен Делакруа (1798-1863), блестящий колорист, был одной из выдающихся личностей начала 19 века, оказавший сильное влияние на многих художников младшего поколения. Он обращался к пастели в своих пейзажных этюдах и зарисовках для крупномасштабных студийных композиций.

К пастели обращались такие выдающиеся мастера импрессионизма, как Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Берта Моризо (1841-1895), Эдгар Дега (1834-1917), Эдуар Мане (1832-1883) и Мэри Кэссет (1845-1926).

Наибольший вклад в развитие техники пастели внес Эдгар Дега, посвятивший этому уникальном у средству всю жизнь. Цветовой строй его работ поражает изысканностью и неожиданностью сочетаний. Открыв для себя красочный и неповторимый мир театра, художник оставался ему верен до конца жизни.

Наследие ХХ века

В 1870 году в Париже было основано Общество художников-пастелистов, и уже в 1880 году в Лондоне состоялась первая выставка Общества. Среди известных художников, обращавшихся к пастели, можно назвать Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901), Эдуара Вюйяра (1868-1940) и Джеймса Уистлера (1834-1903).

Многие художники ХХ века использовали пастель в качестве дополнительного, а не основного художественного средства.

Исключением является современный художник Р.Б.Китай (р.1932), большая часть пастелей которого отражает переживания человека и обращение его внутреннего мира к красоте и возвышенности.

Источник;Р.Смит,М.Райт,Д.Хортон «Школа изобразительного искусства»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *