Те, кто занимается творческой работой, могут сделать всю свою жизнь медитацией так, как Ошо описывает это, отвечая на вопрос художника.
Искусство – это медитация, любой вид активности становится медитацией, если вы в нем полностью утрачиваете себя, так что не оставайтесь простым технарем. Если вы просто технарь, тогда живопись никогда не станет медитацией; вы должны совершенно в ней обезуметь, сойти с ума, полностью утратить себя, не зная, куда вы идете, не зная, что вы делаете, не зная, кто вы есть.
Это состояние не-знания будет медитацией – дайте ей произойти. Картину нужно не рисовать, а только позволить ей случиться – и я не имею ввиду, что вы просто ленитесь, нет: тогда она никогда не случиться. Вы должны стать одержимым ею, вы должны стать очень, очень активны – и все же не делать ее …. В этом-то вся загвоздка, в этом весь фокус: вы должны быть активным – и все же не быть деятельным.
Подойдите к холсту. В течение нескольких минут просто медитируйте, просто молчаливо сидите перед холстом. Это должно походить на автоматическое письмо. Вы берете в руку перо и молчаливо сидите – и вдруг вы чувствуете, что рука вздрагивает… и не то, чтобы это сделали вы, вы знаете, что вы этого не делали. Вы просто этого ждали. Рука вздрагивает и начинает двигаться, что-то начинает происходить.
Таким же образом вы должны начинать и свою картину. Несколько минут медитации, просто будьте открытыми. Всему, что случается, вы позволили случиться. Вы внесете весь свой опыт и позволите этому случиться.
Берите кисть и начинайте. Сначала медленно. Просто начинайте медленно. Пусть предмет начинает протекать через вас в соответствии с самим собой – и тогда потеряйтесь в нем. И не думайте ни о чем ином. Искусство должно быть ради искусства, тогда оно – медитация. Не позволяйте входить в это никаким иным мотивам.
И я не говорю, что вы не должны продавать свои картины или их выставлять: это совершенно правильно, но это — побочный продукт. Это – не мотив. Нужно есть — вот и нужно продавать картины, но это больно, что их продают; это – почти продавать своего ребенка. Но это нужно, так что все нормально. Вы чувствуете печаль, но это – не мотив; вы не должны рисовать ради продажи. Она должна быть продана – это другое дело, но мотив – не в этом; иначе вы останетесь технарем.
Вы должны потеряться. Вам не нужно оставаться, вы должны полностью исчезнуть в вашей картине, в вашем танце, в дыхании, в пении. Чтобы вы ни делали, вы должны полностью потеряться в бесконтрольном.
Ошо «Оранжевая книга»