Правило трех третей.
Правило трех третей немного проще. Здесь используется та же сетка, что и в золотом сечении, но пространство делится на девять равных частей. Линии и точки их пересечения называются «зрительными центрами» и являются оптимальными местами расположения объектов.
Считается, что это правило работает всегда, потому что человеческий глаз смотрит в точку, находящуюся на высоте, равной примерно двум третям высоты картины. Согласно этому принципу, основные предметы должны находиться на удалении от центра – это сделает композицию более уравновешенной.
Используя правило третей при изображении пейзажа, вы максимально задействуете передний и задний планы, а сама композиция будет эффективнее.
Если совместить линию горизонта и верхнюю линию сетки, останется достаточно много места для переднего плана. Перенеся же горизонт к нижней линии, можно открыть пространство для изображения эффективного неба.
Другие правила композиции.
Как только художники начали работать с композицией осознанно, тут же появилось несчетное количество всевозможных правил.
Существует чуть более сложное, но также интересное правило диагонали.
На листе рисуются два квадрата, у каждого из которых одна из граней совпадает с одним из меньших краев листа и равна длине этого края. В каждом из этих квадратов поводятся диагональные линии. Самые важные элементы должны находиться именно на них.
Можно ограничиться и одной диагональю- простые диагональные линии, не параллельные раме или краю картины, вносят в работу динамику. Их можно подчеркивать композиционно как угодно, но одна из линий всегда должна выделяться и доминировать над остальными.
При использовании диагональной композиции лучше размещать элементы по обе стороны основной диагонали – объекты, скученные по одну сторону линии, делают работу неуравновешенной и пустой.
В композиции существуют две основные диагонали: спускающаяся из левого верхнего угла в правый верхний. Первая, нисходящая, делает работу более динамичной, живой, стремительной. Восходящая, напротив, придает произведению спокойствие, умиротворенность.
Секрет этого воздействия достаточно прост: в большинстве культурных традиций человек читает слева на право и сверху вниз, поэтому глаз автоматически скользит вниз и вправо.
Независимо от того, какой тип композиции был выбран для работы, важно не дать взгляду зрителя выйти за пределы картины. Если на рисунке есть дорога, река или что-нибудь подобное, нужно стараться сделать так, чтобы они переходили в линию горизонта или скрывались за любым другим объектом на рисунке, а не упирались в рамку.
Рекомендую. О правилах композиции:
В. Кандинский: «Точка и линия на плоскости»
О.Голубева «Основы композиции»