Многослойная живопись. Часть 2

ПОДМАЛЕВОК

Подмалевок – подготовительная стадия работы над картиной в технике многослойной масляной живописи.

Он служит не столько цветовому решению, сколько обобщенной моделировки формы. По этой причине однотонный подмалевок выполняется белилами и какой-либо темной краской в соответствии с общим цветом теней, т.е. теплый или холодный цвет (умбра жженая или умбра натуральная, или кость жженая).

Подмалевок также выполняют по тонированному, например серому грунту. Белила в этом случае кладутся рельефными мазками, наносятся густо, моделируя освещенные участки и тем самым выявляя форму в свете.

Тени же прописываются темной краской, например умброй натуральной, тонким слоем «впритирку». Серый грунт холста служит для выявления полутонов.

Чтобы завязать основные цветовые отношения, по такому подмалевку вначале выполняются тонкие прописки локальными цветами. Просвечивающий подмалевок моделирует форму. Живопись ведется полупастозно в полутонах, корпусно – в свете и тонкослойно – в тенях, на основе тех же принципов раскрытия цветовых соотношений.

Подмалевок выполняют и другим способом. Учитывая, что это первый слой, который примет на себя другие красочные слои, он должен быть максимально тонким, быстро сохнуть. Его делают акварелью и темперой. Этими водяными красками можно писать только на эмульсионном грунте, содержащем в своем составе меньше масла, чем обычно.

Подмалевок масляными красками делают или тонкослойно, как на первой прописке в технике «а-ля прима», или пастозно, что во многом зависит от свойств грунта.

На эмульсионном грунте предпочтительны тонкослойные подмалевки «впритирку» масляными красками, разжиженными пененном.

На эмульсионном и масляном грунтах на тона подмалевка оказывает влияние только цвет грунта. На белом грунте такое влияние практически незаметно.

Все виды подмалевка выполняются с таким расчетом, чтобы при второй прописке этюд можно было легко довести до конца с незначительной нагрузкой красок.

Приходится, однако учитывать, что при нанесении теплых оттенков на теплый цвет второй прописки станет еще теплее. В том случае, когда теплые оттенки кладутся на холодные или наоборот, цвет ослабляется – холодные и теплые оттенки как бы нейтрализуют друг друга.

Источник: Елисеев М.А. «Материалы, оборудование, техника живописи и графики»

Похожие записи

Запись опубликована в рубрике Mасло, Живопись с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *