Техника –а-ля прима (алла прима) в настоящее время используется чаще других как в большей степени отвечающая задачам изображения «формы в среде», пленэрной живописи с присущей ей воздушностью и прозрачностью, мягкостью колорита и непосредственностью манеры исполнения.
Суть этой техники заключается в следующем. Художник стремится к передаче в красках всего, что он видит в натуре: цвета, светотени, не расчленяя процесс работы на отдельные этапы. При этом работа, как правило, ведется «по сырому». Уже после первого сеанса художник по невысохшему красочному слою определенным образом освежает появившуюся на ней подсыхающую пленку.
Существует ряд способов поддержания красочного слоя в свежем состоянии. Незаконченный этюд ставят лицом к стене в прохладном, но не сыром помещении. Можно употреблять медленно сохнущие цинковые белила. В другом случае перед началом очередного сеанса пленку на красочном слое (если она все-таки появилась) растворяют лаком для живописи (межслойные лаки) или протирают поверхность красочного слоя срезом дольки чеснока или лука (этот способ употребляли старые мастера).
Такая предварительная подготовка красочного слоя к последующей работе предотвратит жухлость краски, положенной на непросохший слой.
Как правило, живопись в технике «а-ля прима» ведется красками в тюбиках, без употребления разбавителя. Лишь в тех случаях, когда консистенция каких-либо красок значительного гуще остальных, следует для удобства письма уравнять ее разбавителем.
Работая пастозно, художник должен учитывать, что в начале работы слой краски не должен быть слишком толстым, особенно в первом сеансе. Избыток красок удаляется мастихином, а фактурному письму отводятся последующие сеансы, на которых в процессе завершающего обобщения работы наиболее мощные мазки и цвета предельной силы появятся там, где художник определил самые активные цветовые акценты мотива.
Другой способ выполнения живописи «а-ля прима» заключается в следующем.
Первоначально холст широко закрашивается «впритирку» разжиженными разбавителем краскам и и наносится жидким раствором подобно акварели. При этом способе письма объемность формы не моделируется, потому что цель первоначальной широкой и тонкослойной прописки заключается в определении основных цветовых отношений и общих цветовых масс.
Холст очень влияет на цвет тонкого красочного слоя. Учитывая это, используйте качество материала подобно тому, как используют в работе с акварелью белый цвет бумаги.
Работая жидко, следует стараться сразу правильно взять цветовой отношение. Затем вводятся пастозные мазки, освещенные участки предметов прописываются более фактурно (корпусно), тени наносятся тонкослойно.
Таким образом в технике «а-ля прима» возможны различные приемы наложения красок и разнообразные методы моделирования фактуры.
Но не допускайте избыточного наслоения красок, так как в этом случае просыхание красочного слоя замедлится и будет неравномерным, что отрицательно скажется на качестве живописи.
По материалам: Елисеев М.А. «Материалы, оборудование, техника живописи и графики»