Морской пейзаж в акварели
Чтобы лучше понять акварель как материал, нужно начать с морского пейзажа. Не важно, если Вы не рисовали до этого. Есть готовые приемы, которые помогут Вам освоить живопись акварелью. Даже если Вы уже имеете опыт в акварели, морские пейзажи – прекрасный тренинг почти во всех приемах этого капризного материала.
К. Стерхов. Хороший ветер. 2005, 38х53
10 ошибок, которые совершают начинающие художники в морском пейзаже акварелью:
1. Использование маленькой кисти, или кисти, плохо впитывающей воду. Поэтому трудно залить большие поверхности, очень быстро высыхает.
2. Линия горизонта делит работу композиционно пополам. Или линия горизонта не ровная и не горизонтальная.
3. Недостаточно воды для первой прописки. Использование маленького или неполного контейнера для воды.
4. Цвет неживой. Берется чистый, например, синий цвет, и к нему нет теплой поддержки.
5. Попытка вернуться и что-то дописать в первом слое, когда он начал подсыхать.
6. Нанесение нескольких мазков по одному и тому же месту, не позволяя воде самой распределить пигмент.
7. Попытка «дописать» небо после того, как появился передний план.
8. Сухость и непрозрачность темных деталей.
9. Попытка сделать очень «законченную» работу.
10. Одинаковость подхода к деталям переднего плана и фона.
На примере пейзажа с парусниками мы попробуем разобраться как решить эти и некоторые другие проблемы.
Хочу акцентировать внимание на трех моментах:
• Мы используем всего 3 цвета.
• Мы используем разное касание – и по-сырому, и по-сухому.
• Небо пишем за один раз.
1. Мочим небо в светлых местах облаков охрой, оставляя самые светлые участки белыми. Края мазков охрой размываем водой. Кисть должна быть довольно широкой.
2. Смешиваем нейтрально-черную и голубую. Эта смесь будет использоваться в разных пропорциях – иногда больше голубого, иногда черного. Также будем использовать по-разному ее тон.
3. Прописываем по сырой охре нейтральные сероватые участки. Позволяем краске стекать и смешиваться естественным образом на бумаге. Все это происходит на сырых участках, силуэт парусов остается белым и сухим, поэтому краска туда не затекает. Мы также помогаем направлять воду кистью.
Пишем небо справа, оставляя четким касание с парусником на солнце.
4. Сразу после первой прописки усиливаем тон темных участков облаков той же смесью, но насыщеннее. Мы можем это делать только пока слой не начал подсыхать. Позвольте воде свободно течь, и Вы удивитесь как она сама способна создавать иллюзию драматического освещения, пространства и свежести.
Пишем небо слева, позволяя воде и пигменту растекаться.
5. Мы оставляем сухое касание с освещенной частью парусов. Паруса остаются белыми, мы их прописываем позже…
6. Мы мочим поверхность воды охрой, оставляя непрописанные участки бумаги в качестве отражения парусников. По непросохшей охре пишем смесью голубой и черной в пропорции, где больше голубой. Краска смешивается на бумаге, переход получается мягким и естественным.
7. Прописываем охрой поверхность воды. Горизонтальными ударами наносим смесь голубой и нейтрально-черной. Используем индиго для усиления контраста. Оставляем светлыми участки отражения парусника в воде.
Начинаем писать поверхность воды.
8. Сушим феном.
9. Пишем падающие тени на парусах. Вливаем в них охру с большим количеством воды. Получается прозрачный рефлекс. Пишем форму парусов и детали освещения. Усиливаем контраст в тенях.
Придаем форму парусам. Падающие тени — жесткие, собственные — мягкий переход от света к тени.
10. Придаем форму парусникам вдали.
11. Возвращаемся к деталям на переднем плане. Берем для этого очень тонкую колонковую кисть.
Заканчиваем, добавляя для контраста индиго.
12. По-сухому делаем несколько горизонтальных ударов индиго с большим количеством воды, усиливая фактуру воды и контраст. Заканчиваем, добавляя несколько чаек для создания романтического настроения ))