Китайский рисунок кистью уходит своими корнями в далекое прошлое. Некоторые из ранних живописных произведений были обнаружены на тканях из погребений или являлись рисунками на стенах пещер, иллюстрирующими сценки из повседневной жизни, а также изображающими предметы быта.
Размеры живописных произведений и количество запечатленных деталей могли быть разными.
Китайские художники следовали собственной линии развития, попадая под влияние культуры своих завоевателей и не принимая во внимание художественные идеи Запада, такие как перспектива. В свою очередь они оказывали большое влияние на соседние государства: Корею, Малайзию и Японию. Их религия, суеверия и обычаи нашли отражение в живописных сюжетах.
Ранние формы каллиграфии были предсказаниями, процарапанными или нарисованными на гадальных раковинах, панцирях или костях.
Бронза, керамика и дерево с ранних времен украшались знаковыми символами и формами, часто в соответствии с ритуальными или погребальными нуждами. До изобретения бумаги шелк был одним из наиболее популярных материалов.
С давних времен китайцы смотрели на работы прошлого, копируя «мастеров» с целью обучения. Степень соответствия копии раннему оригиналу была предметом дискуссий. Но каждый художник был способен добавить что-то от себя, даже оглядываясь на стиль и технику мастеров прошлого. Поэтому очень легко перепутать живопись 9 или 10 века с современной работой.
Некоторые из императоров, такие как Хуизон (Хуицзун) (1082-1135), поддерживающие академический (реалистический) стиль, способствовали становлению особых стилей и школ. Хуицзун также поощрял прекрасное искусство каллиграфии и часто даже «подписывал» свиток, который высоко ценил.
Свои печати в знак признания высокого мастерства живописи ставили на работах коллег и другие художники, что теперь делает весьма проблематичными определение автора.
Китай — страна большая, с городами и регионами, раздробленными сложной топографией, так что множество живописных стилей развивалось отдельно друг от друга.
Некоторые из стилей исчезли, другие развились, и еще больше стилей перемешались по ходу развития.
Наряду с ними существует множество традиций народной живописи.
Есть два основных стиля китайского рисунка кистью: гунби, часто называемой тщательной, контурной живописью или живописью линии; и сей, бескостная живопись, рисунок свободного стиля. Оба придают большое значение работе над линией и движениям кисти.
Китайская, или восточная, композиция существенно отличается от западного подхода к искусству.
Восточный стиль пытается уловить «момент во времени», что может заключать в себе лишь часть большого сюжета. Западный мир в основном берется за изображение сюжета целиком. Восточный стиль изображения на картине, ее обрамление и сохранение существенно противоречит западным представлениям. Западный человек обладает в большей степени чувством постоянства, нежели ощущениям быстротечности. Китайцы не считали и даже не предполагали, что бумага и живописные свитки могут быть долговечны. Только в последние годы живописные произведения стали тщательно сохранять.
Китайский рисунок кистью не стремиться к «включению каждого листочка». Вместо этого композиция содержит только необходимое для опознавания предмета и его отличительных качеств — по сути, как карикатура. Важно положение всех предметов. Взаимодействие мазков кисти с окружающим их пространством тщательно обыгрывается в живописном произведении.
Недостаточно просто рисовать на большом куске бумаги и после подрезать по размеру. Соотношение штрихов к краю бумаги должно быть продумано в процессе рисования.
Многие художники очарованы тем, что китайская живопись часто оставляет некоторые детали для воображения зрителя; говорят, что идеальная живопись — это только кусок белой бумаги: зритель может созерцать каждый день новую картину!
По материалам книги: П. Шерретт «Китайский рисунок кистью»
Очень нравится … это как иметь разговор счеловеком который слышит не только себя лаконично проницательно мудро хотелось бы и мне так научиться разговаривать а не просто болтать … что вижу то поюююююююю