Многослойная живопись является важнейшей технической разновидностью масляной живописи и требует расчленения работы на ряд последовательных этапов: подмалевок, прописка, лессировка, разделенных перерывами для полного просыхания красочных слоев.
При исполнении крупных тематических композиций, а также при длительной работе вообще, многослойная живопись является более полноценной техникой масляной живописи.
До середины 19 века все крупные художники прошлого при меняли эту технику как основную. С появлением импрессионизма многослойная живопись потеряла свое прежнее значение.
С узкотехнологической точки зрения, не связанной с техникой живописи старых мастеров, понятию многослойной живописи в настоящее время соответствуют прописки по высохшему красочному слою. Этим и отличается современная техника многослойной живописи от техники письма «по сырому».
Поэтому опасение того, что краски последующего слоя пожухнут, безосновательно. Чаще всего пожухлость вызывается неудовлетворительным состоянием грунта, который или слишком тянет масло из холста, или недостаточно выдержан, т.е. плохо просушен перед работой.
Важнейшим компонентом в технике многослойной живописи является связь свежего красочного слоя с просохшими первоначальными прописками.
Высохший красочный слой определяется по следующим признакам:
— не дает отлипа;
— при дыхании его поверхность не запотевает
Красочный слой протирают тампоном, смоченным межслойным лаком, который растворяет пленку засохшей краски и способствует связыванию положенного слоя с нижележащим.
В этих целях используют также отбеленное на солнце вареное льняное масло, имеющее свойства густого лака. Его втирают ладонью в красочный слой, после чего пишут красками.
Чтобы предотвратить возможное пожелтение красок новой прописки, следует избегать избытка масла и лака, их слой должен быть минимальным. Лучше всего излишки масла или лака после втирания снять с поверхности холста листком пропускной бумаги (рыхлая, бытовая, салфетки и т.д.)
Спасибо! Очень полезная информация!